Выездная налоговая проверка – одно из самых стрессовых мероприятий для предпринимателя. И это понятно — ее последствия весьма серьезны: налогоплательщик, в случае выявления нарушений, может быть привлечен к налоговой, административной и даже уголовной ответственности, не говоря уже о доначислении налогов и сборов.

Чтобы снизить эти риски предприниматель должен хорошо представлять себе порядок проведения такой проверки, полномочия налоговых органов, знать свои права и обязанности, должен быть хорошо подготовлен к контрольным мероприятиям в документарно-правовом и эмоциональном плане.

Рассмотрим ее основные этапы.

 

1. Начало и сроки выездной проверки

Выездная проверка начинается с вынесения руководителем налогового органа (по месту нахождения налогоплательщика, филиала или представительства, пр.) решения о ее проведении.

Оно должно содержать наименование организации или данные индивидуального предпринимателя, данные о предмете проверки и проверяемых периодах, должности и фамилии проверяющих. Дата вынесения такого решения и является датой начала проверки, именно с этого момента начинает течь отведенный на нее стандартный двухмесячный срок. В дальнейшем налоговики не должны выходить за пределы определенных в решении предмета и периодов проверки. Указанное решение перед началом проверки в обязательном порядке предъявляется руководителю организации. Несоответствие решения установленным требованиям (отсутствие необходимых сведений, подписание неуполномоченным лицом) может послужить основанием к его обжалованию.

Не следует забывать, что предупреждать заранее о предстоящих контрольных мероприятиях налоговые органы не обязаны. Хотя обычно делают это, в своих же интересах, что помогает избежать отсутствия главного бухгалтера или директора на рабочем месте. Кроме того, несмотря на то, что большая часть выездных проверок – плановые, доступ к таким планам для налогоплательщика невозможен, т.е. узнать о проверке заблаговременно нельзя. Это означает, что в достаточной степени готовым к ней нужно быть в любое время.

Также имейте в виду, что выездных налоговых проверок по компании может быть не более двух в год. Последующие проверки могут быть только повторными (контроль налоговиков со стороны вышестоящего органа; представление уточненной налоговой декларации со сниженной суммой налогов).

Срок проверки может продляться, причем неоднократно, но в общей сложности не более чем до 6 месяцев. Причинами могут послужить несвоевременное предоставление требуемой информации, большое количество исследуемых документов, форс-мажор и пр. Возможно и приостановление проверки (для истребования информации, проведения экспертиз). Общий срок приостановки также не должен превышать 6 месяцев. Таким образом, с учетом приостановок и продлений, проверка может продолжаться до 12 месяцев.

 

2. Проведение контрольных мероприятий

Налоговики проверяют правильность исчисления налогов и своевременность их уплаты, выявляют ошибки в документах и нарушения порядка ведения бухучета, анализируют налоговую базу и снижающие ее факторы (необоснованные расходы, незадекларированную выручку). Предмет проверки определяется перечислением наименований конкретных налогов (сборов) либо отметкой «по всем налогам и сборам»; указание здесь отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.

Наиболее подробно порядок проведения выездной налоговой проверки описан в Письме ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (раздел 5). Рекомендуем изучить отраженные там перечни документов и ресурсов, подвергающихся анализу со стороны проверяющих. Кстати, проверка может быть сплошной или выборочной. Очевидно, что второй вариант для налогоплательщика предпочтительнее, однако полагаться на это заранее не стоит – определение способа проверки целиком зависит от воли контролеров.

В выездной проверке участвуют налоговые органы и налогоплательщики, при необходимости могут привлекаться эксперты, свидетели, сотрудники правоохранительных органов, понятые и др. лица.

Налоговикам доступен широкий перечень проверочных мероприятий:

·    вызов для дачи пояснений руководителя организации, бухгалтеров иных ответственных за ведение учета лиц (в т.ч. аутсорсеров);

·   запросы в банки, компетентные органы иностранных государств;

·    инвентаризация имущества с целью проверки достоверности сведений, содержащихся в документах налогоплательщика;

·   допрос свидетелей;

·    осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов (обязательно присутствие понятых);

·    истребование документов у проверяемого (в копиях, но при необходимости налоговый орган вправе знакомиться с подлинниками) – обязаны предоставить в течение 10 дней либо сообщить о причинах невозможности предоставления;

·    выемка документов и предметов (обязательно присутствие понятых);

·    экспертиза;

·    привлечение специалиста.

Настоятельно рекомендуется не препятствовать налоговым органам при проведении проверки, своевременно представлять требуемые документы для ознакомления. В противном случае может последовать административная ответственность (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ). Кроме того, проверяющие смогут воспользоваться правом определить суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Финансовые потери в этой ситуации могут оказаться крайне серьезными.

 

3. Оформление результатов проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки составляется справка о проведенной проверке, в которой фиксируются ее предмет и сроки. Справка вручается налогоплательщику (его представителю) или направляется заказным письмом. С этого момента все мероприятия по выездному  налоговому контролю  прекращаются.

Налоговый орган в течение 2 месяцев составляет акт налоговой проверки, где фиксируются все выявленные нарушения либо их отсутствие.  Акт вручается проверяемому в течение 5 дней с даты его составления. Одновременно с актом налоговой проверки вручается (направляется) извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, отраженными в акте проверки, налогоплательщик вправе предоставить письменные возражения в течение месяца со дня его получения.

Акт, иные материалы проверки и поступившие возражения рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего проверку. В рассмотрении могут участвовать налогоплательщик и/или его представитель. По результатам в течение 10 дней со дня окончания срока на предоставление возражений выносится решение:

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

или

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также, если налогоплательщик привлекается к ответственности, подлежащий уплате штраф.

Решение вступает в силу по истечении месяца со дня его вручения налогоплательщику, если оно не было обжаловано. На не вступившее в силу решение может быть подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган через орган, принявший обжалуемое решение.

 

Как выйти из выездной проверки с наименьшими потерями?

Безусловно, главное – корректное ведение учета, правильные и своевременные расчеты, декларирование и уплата налогов.

Однако и менее очевидные факторы могут сыграть Вам на руку, а именно:

  1. не пускать работу с проверяющими на самотек, принимать в контрольных мероприятиях активное участие;
  2. не позволять эмоциям повлиять на отношения с контролерами: спокойное и уважительное обращение снизит напряженность, но при этом не стоит быть и излишне откровенным, отвечать на еще незаданные вопросы, предоставлять доступ к документам, которые не требовались и пр.; важно найти баланс во взаимодействии с налоговыми органами, не раскрывая лишней информации, но и не допуская хамства;
  3. заранее проводить соответствующую работу с сотрудниками по обучению их корректному поведению во время проверок;
  4. знать свои права и обязанности при проверке; при необходимости представлять обоснованные возражения на действия проверяющих;
  5. при сомнении в собственных силах привлекать компетентных специалистов для сопровождения контрольных мероприятий.

 

Юридический Центр
Share
This