Дефицит кадров – третья беда России

Опубликовано  в журнале National business, март (2), 2017

 Бюрократия и проблемы государственного регулирования в рейтинге головных болей российских предпринимателей занимают второе и третье места. Главная проблема российского бизнеса, мешающая ему разогнаться, – дефицит квалифицированных кадров. Эти и другие данные приводятся в докладе «Неизвестная Россия: энергия предпринимателей».

Исследование провел международный экспертный совет по России под руководством экс-министра финансов России Алексея Кудрина в рамках Всемирного экономического форума. Всего в исследовании описаны 70 компаний – «новых лидеров» из 11 российских регионов. По мнению авторов исследования, именно эти организации достигли впечатляющих результатов в своей отрасли, создали новые бизнес-модели или существенно улучшили имеющиеся, а также являются серьезными конкурентами международных игроков хотя бы на внутреннем российском рынке. Были названы в том числе Luxoft, «Мегафон», Ozon, Yandex, Qiwi, Splat и другие известные отечественные бренды.
Главной проблемой российского бизнеса, тормозящей его развитие, назвали нехватку квалифицированных кадров 30% опрошенных руководителей 54 российских компаний. Бюрократические преграды мешают эффективно работать 28% опрошенных, проблемы государственного регулирования бизнеса и нестабильная макроэкономическая ситуация заняли третье и четвертое места соответственно, набрав по 26% голосов. Нехватка финансовых ресурсов беспокоит 18,5% бизнесменов, на незрелость рынка указали 17% принявших участие в исследовании. Налоги, консервативность мышления и коррупция не дают развивать бизнес 15% представителей компаний, еще 7% жалуются на неразвитую инфраструктуру.

фото ИВБ - для медицины 2017

Комментирует Изабелла Бахмутова:

 

Кадровая проблема не обошла и юридическую сферу. Несмотря на то, что юристов готовят на базе практически всех ВУЗов, отмечается недостаток действительно квалифицированных кадров.

Я часто провожу собеседования с выпускниками юридических факультетов  и могу утверждать, что подготовка специалистов в образовательных учреждениях сейчас откровенно низкая. Уверена, что преподавать специальные дисциплины должны только практикующие специалисты, тогда «влюбиться» в предмет студенту будет несложно, и это безотлагательно повлияет на качество его знаний. К сожалению, с 2017 года получить специальность юриста заочно, если это первое образование,  не представляется возможным, хотя заочная форма обучения, на мок взгляд, наиболее предпочтительна.  Студент с первого курса «погружается» в профессию и к старшим курсам может осмысленно  подойти к выбору специализации.

Относительно платного образования – немного ректоров занимают принципиальную позицию и отчисляют за неуспеваемость, на выходе – не специалист, а  просто человек с дипломом. Таких много.

Проблема кадров стоит остро в любой сфере, и решать ее необходимо комплексно и уже прямо сейчас, поскольку без преобразований  ситуация будет меняться только в худшую сторону.

Кадры и эффективная профессиональная команда также являются главными факторами успеха бизнеса. В этом уверены 59% опрошенных, 35% считают таковым наличие конкурентоспособного продукта, 31,5% озвучили гибкость и инновационность компании, а 22% уверены: чтобы преуспеть, нужно оказаться в правильном месте в правильное время.
На пятом, шестом и седьмом местах – глубокое понимание существующего рынка, ориентированность на потребителей и долгосрочное планирование, набрав 20% голосов респондентов. Замыкает рейтинг главных факторов успеха в бизнесе компетентное руководство – 17%, наличие у компании миссии и ценностей – 13%, консервативный финансовый контроль – 7%.

«Вы согласны с тем, что именно человеческий капитал играет решающую роль в построении успешного бизнеса? Как в России возник кадровый вакуум?» – эти вопросы E-xecutive.ru задал руководителям компаний, представителям кадровых агентств и HR-департаментов.
Корни проблемы – в образовании
По мнению управляющего партнера RichartsMeyer | Recruitment Group Ольги Демидовой, наиболее остро дефицит кадров ощущается в динамично развивающихся отраслях: IT-секторе, сфере телекоммуникаций, электронной коммерции, фармацевтике. Нехватка специалистов в данном случае связана с превышением спроса над предложением, то есть обучение по новым специальностям в вузах началось сравнительно недавно, соответственно, выпускников в разы меньше вакантных позиций. При этом с так называемым бэкофисом – юристами, финансистами, бухгалтерами, маркетологами, – складывается обратная ситуация.

Ликвидировать тотальный дефицит квалифицированных специалистов можно только за счет обучения сотрудников внутри компании

«Что касается бизнес-школ с сильными грамотными преподавателями, – это дорогой продукт, который может позволить себе не каждый сотрудник или компания, ведь он предполагает не только финансовые, но и временные затраты. Не каждый работодатель готов отпускать своего сотрудника на обучение, и не каждый сотрудник готов уехать учиться на длительный срок. С отрывом от производства учиться сложно, онлайн-курсы не так глубоки для полного погружения в профессию, ничто не заменит живого общения». Поэтому для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров необходимо развивать систему колледжей, тщательно отбирать преподавательский состав в вузах, обязательно привлекая практикующих преподавателей, работающих в крупных компаниях или имеющих свой бизнес.
Компаниям нужны свои кузницы кадров
Ликвидировать тотальный дефицит квалифицированных специалистов можно только за счет обучения сотрудников внутри компании, уверена эксперт в области организационного консультирования, бизнес-тренер и VIP-коуч Виктория Шухат. По мнению эксперта, большой дефицит квалифицированных и мотивированных кадров испытывают до 90% российских компаний. И проблема только усугубляется. «Причина проста: на рынке не существует «готовых специалистов». Вузы, как правило, не формируют навыки. Да и диплом о высшем образовании очень часто лишь «справка о вменяемости». Культуры саморазвития у нас тоже нет – оплачивать обучение сами люди не готовы. Бизнес-школы в открытом формате дают интересные, но не адаптированные под конкретный бизнес умения. Выход один: системное развитие и обучение сотрудников внутри компании, с учетом специфики бизнеса и контролем за применением полученных знаний, умений и навыков.

Поиск кадров – задача профессионалов
По мнению директора департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства «Юнити» Рустама Барноходжаева, нехватка человеческого капитала наблюдается в тех отраслях российской экономики, которые менее всего подверглись кризисным явлениям: «В настоящее время мы наблюдаем постоянный спрос на высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий. Многие российские компании, работающие в этой отрасли, вынуждены конкурировать не только между собой, но и с мировыми лидерами. Поэтому в таких компаниях наблюдается повышенный спрос на специалистов высшей квалификации практически мирового уровня. Естественно, за таких сотрудников идет постоянная борьба, так как их на наших просторах не так много».

С другой стороны, поиск таких специалистов при помощи квалифицированных кадровых агентств обходится компаниям дорого. Поэтому последние часто стремятся сэкономить и ищут профессионалов самостоятельно. «При таком подходе им попадаются специалисты средней или обычной квалификации, которые попросту не нужны. Отсюда и складывается впечатление о недостатке человеческого капитала».

Проигрывают сейчас те, кто в спокойные времена пренебрег построением хорошей команды, отодвинув эту задачу на второй план. В данном случае одним из вариантов решения проблем для бизнеса может стать хантинг лучших кадров у конкурентов

Проблема с кадрами у тех, кто не решил ее до кризиса
В целом говорить о катастрофе вселенского масштаба не приходится, так как хороших команд и управленцев как не хватало, так и не хватает. И не важно, чем занимается компания – качает нефть или производит банки с горошком, – существенной составляющей успеха бизнеса являются люди, считает управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская.
По словам эксперта, в спокойные с экономической точки зрения времена нехватка кадров ощущается не так остро, как в период экономического спада. «Российский бизнес за 25 лет переживает уже третий кризис. И надо отметить, что в условиях нестабильной ситуации этого года количество квалифицированных топ-менеджеров на рынке по сравнению с кризисами прошлых лет намного выше. Подобные специалисты не впервые сталкиваются со сложной экономической ситуацией и уже знают, как поддержать бизнес, какие задачи ставить команде, каким образом оптимизировать бизнес-процессы и какую тактику для этого выбрать, чтобы, несмотря на кризис, занять лидирующие позиции на рынке».
Марина Тарнопольская подчеркивает, что с каждым годом таких управленцев и команд становится всё больше. При этом подобные специалисты обычно занимают стабильное положение в компании, и переманить их непросто. «Таким образом, проигрывают сейчас те, кто в спокойные времена пренебрег построением хорошей команды, отодвинув эту задачу на второй план. В данном случае одним из вариантов решения проблем для бизнеса может стать хантинг лучших кадров у конкурентов. Так как период кризиса – это не время для взращивания команды в ожидании хороших результатов, необходимо брать готовых специалистов, гуру в своих областях, которые выведут бизнес на новые высоты».

От кадровой катастрофы спасут молодые специалисты
По мнению руководителя проекта «Бренд работодателя» корпоративной академии «Росатома» Татьяны Ананьевой, многие крупные российские компании сегодня активно развивают бизнес, в том числе за счет выхода на международный рынок. Глобальная конкуренция предъявляет к ним высокие требования с точки зрения качества их продукции и услуг, с одной стороны, и эффективности как фактора определяющего прибыльность компании, стоимость ее продукции или услуг, – с другой. Чтобы этого достичь, нужны профессиональные кадры, которые готовы работать на уровне самых высоких международных стандартов.

По словам Татьяны Ананьевой, как следствие, в России уже не первый год идет активное развитие программ работы со студентами и выпускниками вузов, чтобы как можно раньше «притянуть» в бизнес талантливую молодежь. «Также растет интерес к теме формирования бренда работодателя компании – и это уже не столько вопрос количества кандидатов, сколько работа с их качеством, а также это напрямую влияет на вовлеченность сотрудников, определяющую эффективность их.

Юридический Центр Бахмутовой
Share
This