фото ИВБ - для медицины 2017Опубликовано в журнале National Business, март (2) 2017 

За последние годы резко вырос поток судебных исков граждан и прокуратуры к медицинским учреждениям и врачам.

Пациенты жалуются на невнимательность со сто­роны врачей; на отсутствие информации о мето­дах лечения, последствиях и противопоказаниях; на навязывание платной услуги; на отсутствие результата лечения; на неудовлетворенность полученным результатом, и, конечно, на вра­чебные ошибки. По международной статистике, 40-60% жалоб пациентов могут быть полностью удовлетворены простым объяснением со сто­роны врачей. Если претензии со стороны паци­ента незначительны, у МУ нет желания сделать спор достоянием общественности или если МУ признает свою вину, то, безусловно, следует всту­пать в переговоры с пациентом.

Но не всегда пациент является слабой и обижен­ной стороной. Нередко лечебные учреждения только из-за отсутствия грамотного документоо­борота, несвоевременного и неточного заполне­ния медицинских документов пациента, халатного отношения лечащих врачей к своим обязанно­стям лишаются возможности доказать свою неви­новность, становятся жертвами судебных тяжб и объектами для критики в средствах массовой информации, несут финансовые потери.

Важно помнить, что в судебных спорах медицин­ское учреждение – пациент выигрывает одна сторона, но проигрывают обе. Проигрыш состоит в потере времени, финансовых средств, эмоцио­нальном перенапряжении, нежелательной огла­ске обстоятельств конфликта. Победа врача или медицинской организации часто лишает их сти­мула сделать объективные выводы из ошибок, что может привести к новым проблемам. Судебные споры между медицинским учреждением и паци­ентом всегда сопровождаются огромным количе­ством жалоб со стороны последнего в вышесто­ящие инстанции и контролирующие органы, что влечет многочисленные проверки работы кон­кретного врача и всей медицинской организации.

В 2015 году Президент Союза «Национальная медицинская палата» (НМП) Л.М. Рошаль выступил с инициативой создания в стране системы тре­тейского судопроизводства и медиации в здраво­охранении, работа которых будет тесно связана с проведением независимой медицинской экс­пертизы. До настоящего времени Третейский суд при НМП не создан, но практика альтернативного способа урегулирования конфликта (медиация) в здравоохранении набирает обороты.

Как проходит процедура медиации? Процедурой руководит независимое, нейтральное лицо — медиатор. Первоочередная задача медиатора – определить, возможно ли в принципе примирение сторон. Медиативные переговоры сопровожда­ются общением медиатора с каждой из сторон спора наедине, что способствует осознанию ею своих истинных интересов. Когда это происходит, появляются и обсуждаются варианты выхода из конфликта, способствующие наилучшему удовлет­ворению интересов каждой из сторон.

Почему руководителям МУ не следует вести пере­говоров с пациентами самостоятельно или через своих представителей – юристов и адвокатов? В этом случае доверительного разговора с паци­ентом может не состояться, поскольку у послед­него не будет уверенности, что «переговорщик» действует, в том числе, и в его интересах.

В чем преимущества медиации перед судебным разбирательством для медицинского учреждения?

– процедура медиации занимает значительно меньше времени, чем рассмотрение дела только в одной судебной инстанции;

– расходы на проведение процедуры медиации несопоставимы со стоимостью работы судебного юриста, практикующего в области медицинского права;

– любая договоренность невозможна без выгоды для обеих сторон, т.о. заключение медиативного соглашение предполагает наличие условий, выгодных для МУ;

– сохранение доброжелательных отношений с пациентом, а значит – сохранение партнерских отношений и возможность получения от него положительных рекомендаций;

– конфиденциальность, а значит – сохранение имиджа и репутации медицинского учреждения, повышение его конкурентоспособности на рынке медицинских услуг;

– благоприятствует формированию корпоратив­ной культуры, ориентированной на удовлетворе­ние нужд и потребностей как пациента, так и пер­сонала — на основе принципов взаимоуважения;

Для реализации альтернативной процедуры при­мирения необходимо внести в договоры на ока­зание медицинских услуг медиативную оговорку.

При возникновении конфликта – не затягивать его разрешение, пригласив для его урегулирования независимого посредника – медиатора.

Юридический Центр Бахмутовой
Share
This