1 января 2016 года введены изменения в законодательство относительно утилизационного сбора. Закон не новый, он действует с 1998 года. А что сулят фермерам изменения? Разобраться с этим вопросом мы попросили члена Ассоциации юристов России Изабеллу Викторовну Бахмутову.

Утилизационный сбор в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» уплачивается за транспортные средства, ввозимые в Россию или произведенные, изготовленные на территории Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья чело-века и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

С 01 января 2016 года на основании Федерального закона от 29.12.2015 года №392-ФЗ подлежит взиманию утилизационный сбор за каждую самоходную машину и каждый прицеп к ней. Имеются исключения. Так, утилизационный сбор не уплачивается в отношении самоходных машин и прицепов, ввоз которых в Россию осуществляется в качестве личного имущества участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, беженцами, вынужденными переселенцами. Также утилизационный сбор не взимается за транс-портные средства, которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам семей. Уплачивать сбор не придется и в том случае, если с года выпуска самоходной машины или прицепа прошло тридцать и более лет, и они не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния.

Предусмотрена возможность возврата или зачета излишне уплаченной суммы сбора.

По мнению Правительства РФ, распространение действия Федерального закона на самоходные машины и при-цепы к ним будет способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин, обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведенных в России. Данная мера направлена на государственную поддержку промышленности.

Размер платы, порядок ее взимания был установлен Правительством в Постановлении от 06.02.2016 года №81.

Меры, принятые законодателем, уже в первые полтора месяца их применения вызвали бурные обсуждения и неодобрение на рынке производителей и поставщиков сельскохозяйственной техники.

Среди ключевых недостатков отмечают следующие.

Обязанность по оплате сбора распространяется не только на ввозимую импортную технику, но и на отечественных производителей самоход-ной техники.

По словам некоторых российских производителей, данная ситуация не создаст предпосылок для преимущественного использования отечественной техники. Действительно, размер платы не зависит от того, произведена ли техника на территории РФ или ввезена из-за рубежа. По этой причине говорить о создании каких-либо привилегий в отношении отечественных производителей не приходится. Платить будут все. Таким образом, ожидается общий рост цен на технику – как зарубежного, так и отечественного производства. При таких обстоятельствах вырастут затраты как покупку техники.

Законодателем установлены коэффициенты, подлежащие применению при расчете утилизационного сбора. Вели-чина коэффициента зависит от возраста техники (была ли техника в употреблении более 3 лет или является новой, то есть с момента покупки прошло менее 3 лет), мощности силовой установки, массы. Величина сбора рассчитывается плательщиком самостоятельно, однако, подлежит проверке органом, взимающим сбор (Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба).

Плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые ввозят транспортные средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление техники на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших утилизационный сбор. Причем покупка техники, за которую не был уплачен сбор предыдущим собственником, означает, что соответствующие расходы лягут на плечи нового собственника.

Необходимо обратить внимание, что величина коэффициента утилизационного сбора в отношении новой техники гораздо выше, нежели бывшей в употреблении. По этой причине в настоящее время фермеры не видят преимуществ в покупке новой техники.

На рынке сельхозтехники ожидают общего спада продаж. Импортеры и отечественные производители всерьез обеспокоены ситуацией. Организации, осуществляющие ввоз техники из-за рубежа, обращают внимание на зависимость уровня цен от курса валют, который в последние полтора-два года существенно возрос. С этим связано значительное удорожание техники. Введение утилизационного сбора вызовет дополнительный рост цен и, как следствие, сокращение объемов продаж.

Компании, закупавшие бывшую в употреблении импортную технику в условиях отсутствия отечественных аналогов, всерьез задумываются о сокращении закупок. Отечественные производители также готовятся к снижению спроса.

По сведениям информационного агентства «РБК» ряд поставщиков в одностороннем порядке уведомил госкомпанию «Росагролизинг» о приостановке отгрузки техники. С таким заявлением на прошлой неделе в Государственной думе выступила представитель АО «Росагролизинг». Госкомпания «Росагролизинг», которая закупает технику и передает ее в лизинг агрофирмам, получил от ряда компаний новые ценовые предложения на сельхозтехнику, в стоимость которой включен утилизационный сбор, поясняет источник в «Росагролизинге». Речь о компаниях, с которыми у «Росагролизинга» истекают сроки действия ценовых соглашений.

Представитель «Росагролизинга» обратилась за помощью к депутатам аграрного комитета Думы: по ее словам, постановление правительства требует корректировки.

Депутаты не отрицают наличия проблемы и готовы принять участие в устранении недостатков правового акта.

«Минсельхоз считает целесообразным внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты правительства с тем, чтобы нивелировать последствия введения утилизационного сбора для сельхозпроизводителей», – сообщила пресс-служба ведомства, указав при этом, что эти вопросы относятся к компетенции Минпромторга.

Действительно, нестабильная ситуация в указанной сфере требует проведения работ по устранению недостатков правого регулирования в целях устранения перебоев на рынке.

Однако, несмотря на негативные отзывы, ряд участников рынка сельхозтехники отмечают позитивные тенденции.

К примеру, директор Ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой заявляет, что благодаря утилизационному сбору Россия не превратится в свалку старой сельхозтехники.

По словам представителя Петербургского тракторного завода, введение утилизационного сбора позитивно отразилось на работе завода. «Это даст нам определенные ценовые преимущества по отношению к импортируемым иностранным образцам техники, тем более бывшим в эксплуатации», – говорит заместитель директора по работе с органами власти и внешним связям Андрей Ефимов.

В Тюмени производители направили коллективное обращение Уполномочен-ному по защите прав предпринимателей в Тюменской области с просьбой о содействии в разрешении ситуации. Реагируя на поступившее обращение, Уполномоченный заявила о крайне негативном влиянии утилизационного сбора на отечественного производителя. По ее словам, предприятия производители готовы уплачивать утилизационный сбор, но в разумных и экономически обоснованных размерах. Принятые законодателем меры не позволят прийти к импортозамещению.

Оценка новеллы законодателя о распространении обязательства по уплате утилизационного сбора на самоходную технику крайне неоднозначна. В процессе реализации правового акта возникает много вопросов об эффективности его применения. Всплывают недостатки, которые тормозят развитие рынка сельхозтехники как отечественного, так и зарубежного производства.

Поиск способов решения сложившейся ситуации на рынке сельскохозяйственной техники должен проводиться всеми заинтересованными лицами: как бизнес-сообществом, так и парламентариями.

По нашему мнению, пример производителей в Тюменской области достоин подражания. Коллективные обсуждения при участии представителей сообщества предпринимателей в различных субъектах Федерации позволят найти пути решения актуальных проблем на рынке сельхозтехники, предложить законодателю достойные способы устранения недостатков правового регулирования в указанной сфере.

В условиях роста цен на самоходную технику и прицепы к ним решение вопроса о целесообразности покупки импортной или отечественной техники зависит от потребностей фермера, раз-мера денежных средств, которые он готов потратить на покупку единиц техники. Необходимо учитывать нестабильную ситуацию, в которой не представляется возможным дать универсальные рекомендации; каждый конкретный случай заслуживает детального анализа предполагаемых затрат на покупку техники в сравнении с ожидаемыми результатами (доходами) от вложения денежных средств.

Директор «Юридического
центра Бахмутовой»,
Председатель Комитета
по безопасности предпринимательской деятельности при «ВТПП»

Бахмутова Изабелла Викторовна

Журнал «ФЕРМЕР»    Апрель 2016    www.vfermer.ru

Юридический центр Бахмутовой
Share
This